Never be ordinary! (elpervushina) wrote in femi_fan,
Never be ordinary!
elpervushina
femi_fan

Статья в Реальность фантастики

 Вот в таком вот виде она появится в журнале, если вы мне ничего не насоветуете. Дело кроме всего прочего в том, что я сейчас болею, поэтому не совсем адекватна. Прошу помощи у зала.
 (Это, собственно говоря, текст моего докалада на Звездном мосту).

 

Елена Первушина

Не своим голосом.

Женская фантастика в журнале «Реальность фантастики» за 2007 год.

Женщина-писательница является вслед за мужчиной-писателем, потому что лучшая женщина во все времена и у всех исторических народов всегда старается делать по возможности то, что делает мужчина и что ему нравится.

Цитата из Мордовцев Д.Л. Замечательные исторические женщины на Руси. 1911 г.

 

Журнал «Реальность фантастики» имеет заслуженную славу одного из самых демократичных изданий. Здесь публикуются фантастические рассказы практически всех стилей, жанров и направлений, рассказы маститых и (что гораздо важнее) молодых авторов. Какую долю из них составляют авторы-женщины? Каковы особенности современной «женской фантастики»? (В данном докладе под «женской фантастикой» подразумевается именно фантастика, написанная женщинами).

За 2007 год в журнале «Реальность фантастики» было опубликовано 137 рассказов, авторами 53 из них были женщины. Таким образом соотношение между «мужской» и женской фантастикой составило 1:1.5 или (что более наглядно) 2:3. То есть на каждые 3 «мужских» рассказа в журнале были опубликованы 2 женских. Несмотря на явный перевес «мужской» прозы я называла бы такое соотношение «относительно демократичным» поскольку как правило в фантастических журналах и сборниках «мужских рассказов» в 2 — 3 раза больше, чем «женских».

В 2007 году журнал «Реальность фантастики» опубликовал произведения 41 женщины. (Для сравнения в журнале «Полдень» за тот же год были опубликованы произведения только 11 авторов-женщин). 7 писательниц опубликовали в течение года более одного рассказа (Екатерина Медведева — 5 рассказов, Юлия Зонис — 3, Анна Ли-Китаева — 3, Нина Чешко — 3, Алла Гореликова — 2, Ляля Ангельчегова — 2, Татьяна Томах — 2). Это не может не радовать так как с одной стороны читатели имеют возможность следить за развитием и творческим ростом автора, с другой — сам автор, зная, что у него есть постоянная аудитория чувствует себя более уверенно.

Какие жанры предпочитали авторы? На первое место вышла собственно научная фантастика — 16 рассказов. Однако не менее часто встречались мистические рассказы — 15, фэнтези — 11. Реже авторы выбирали социальную фантастику — 5 рассказов, юмористическую фантастику — 4 рассказа и альтернативную историю — 2 рассказа.

Однако наиболее удивительным, (если не шокирующим) стал для меня тот факт, что авторы-женщины предпочитают писать о мужчинах и от лица мужчин. Так из 25 рассказов, написанных от первого лица в 17 (!) «я» — мужского пола и только в 8 женского. Среди 28 рассказов написанных от третьего лица в 11 все основные персонажи были мужчинами, в 6 — женщинами и 11 герои-мужчины и героини-женщины на равных участвуют в формировании сюжета. Таким образом у меня складывается впечатление, что авторы-женщины молча признают, что мужчина — интереснее и перспективнее в качестве литературного героя, у него больше возможностей, его точка зрения на мир заслуживает большего внимания.

Возможно это связано со старой традицией согласно которой фантастика считается «мужским» жанром. Однако эта традиция, не смотря на свою живучесть, не имеет под собой ни малейшего основания. С самого начала формирования жанра научной фантастики и среди  его авторов и среди читателей женщин было не меньше, чем мужчин.

Возможно, авторы считают, что женщина менее перспективна в качестве героини рассказа чем мужчина, поскольку с ней не может случиться ничего интересного. И хотя это не так (а для того, чтобы убедиться в этом достаточно просмотреть новостную ленту), но даже если бы это было так, разве является почетной задачей  фантастики испытывать новые формы поведения и отношений в том числе и в генедрном аспекте?

Мне могут возразить (и возразили при обсуждении этого доклада), что если героиня-женщина не соответствует гендерному стереотипу то она получится «мужчиной в юбке» и в таком случае «проще сразу писать про мужчину». Но здесь нет выбора или — или. Или — юбка до пят, или усы и сапоги со шпорами. Женщина может попадать в те ситуации, которые традиционно считаются «мужскими», может выполнять «мужскую работу» и при этом делать ее не «как мужчина» и не «как женщина», а так, как это заблагорассудится автору. И автор-фантаст отнюдь не обязан оглядываться на принятые .в обществе гендерные стереотипы.

И последняя возможная причина — представление о «редакторском отборе», о том, что у произведения написанного «про мужчин» и «от лица мужчины» больше шансов быть напечатанным. Конечно определенный сексизм среди редакторов существует. Но он вовсе не так жесток и всеобъемлющ, как это кажется со стороны. Напротив, предлагая в редакцию журнала или в издательство романы или рассказы написанные «не своим голосом» авторы-женщины поддерживают миф о фантастике как о «литературе про мужчин и для мужчин» при этом женщины остаются в фантастике «фигурой умолчания», а то, о чем молчат, не существует в общественном сознании.

Я далека от мысли, что вправе навязывать кому бы то ни было о чем ему писать и как. "Дух веет где хочет". Но если ветер придерживается определенного направления, тому должны быть определенные причины. (Рельеф местности, направления теплых и холодных течений, разница между температурой днем и ночью и т.д.). И мне просто хотелось бы понять, что говорит этот маленький факт о мире, в котором мы живем.

Tags: гендерное, статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments